Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Статья Елесиной И.А. "Стремление творить добро"

17 апреля в Большом концертном зале Музея Великой Отечественной войны в Парке Победы состоялся  концерт, организованный Благотворительным фондом МЭШ, школ АШМБ и Международного фонда Владимира Спивакова при поддержке композитора И.Красильникова. В нем приняли участие как профессиональные коллективы – Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Некрасова (дирижер А. Шлячков), хор ГМПИ имени М.Ипполитова-Иванова (руководитель профессор О.Карасёва), так и значительное количество детских инструментальных и вокальных ансамблей из Москвы, Перми, Якутска и Алматы.

 

Программа концерта оказалась весьма насыщенной – были исполнены оригинальные произведения И.Красильникова, а также сделанные композитором обработки известных произведений. Дополненные увлекательными ритмическими партитурами и детской непосредственностью, они, не побоюсь  сказать, буквально обрели вторую жизнь.  Стремление творить добро, всегда отличающее людей с неравнодушным сердцем, было ощутимо уже в самом названии этого действа – «Музицирование для всех».  Нельзя не признать, что благодаря стараниям Игоря Михайловича недавно зародившееся направление в музыкальном воспитании детей, так сказать, альтернативные формы музицирования, успешно развивается! Речь идет о ДИА – детских инструментальных ансамблях, оснащенных комплектом разнообразных шумовых инструментов.

      

А почему бы, и в самом деле, не попытаться расширить рамки традиционных представлений о том, что есть профессиональное обучение музыке?  Альтернативное музицирование – музицирование для всех, а не только для тех, у кого есть дома синтезатор, флейта или гитара.   Подобное творчество – не суррогат, не примитивная «развлекаловка», это именно параллель традиционно сложившимся формам обучения, иначе говоря, «всеобщий музыкальный ликбез». И если этим занимаются профессионалы – композитор, преподаватель, если эта работа выполнена на высоком качественном уровне и востребована – то почему бы и нет?

 

Развивать творческую одаренность, воспитывать музыкальный вкус можно разными способами. Главное, достичь цели – научить слушать, понимать и любить музыку!  Вообще, детский инструментальный ансамбль – явление уникальное  не только потому, что дает возможность всем его участникам ощутить себя важной составляющей в многомерном звуковом пространстве, но еще и потому, что имеет глубокий воспитательный аспект.  Дети, которые бывают незаметны в качестве солистов, могут «раскрыться» в альтернативном музицировании. А сколько положительных эмоций и сияющих глаз! Радость всей «команды»  переживается несравнимо ярче, чем радость одного человека.

 

Кроме того, играть на одной сцене с профессиональными музыкантами, участвовать в исполнении замечательных произведений, понимать свою ответственность за общее дело – это дорогого стоит! Не ошибусь, если скажу, что именно с этих позиций следует рассматривать обширную педагогическую деятельность И.Красильникова, связанную с привлечением все большего числа детей к альтернативному музицированию.  Возможность внести свою лепту в музыкальное воспитание подрастающего поколения есть у каждого, нужно только найти свою стезю в этом  благородном деле.

Журнал "МУЗЫКА И ЭЛЕКТРОНИКА"

№3 2016

Е.В.Ковалева: "Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11-14 лет"

 

В сентябре 2014 в издательском центре "ВЛАДОС" в серии - "Библиотека учителя музыки" - вышла в свет книга преподавателя нашей школы Ковалевой Елены Владимировны - "Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11-14 лет".

 

Книга представлена в форме пособия, которое содержит сценарии музыкально-интеллектуальных викторин для учащихся средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. В игровой форме предлагаются задания на проверку знаний у детей в разных областях музыки.

 

Учебные издания А.Ю. Марфиной

 

А.Ю.Марфина - автор серии Учебных пособий, которые широко используются в образовательном процессе педагогическим сообществом Москвы, Подмосковья и других регионов России. Издания отмечены дипломами лауреата I степени Московского областного, Всероссийского и Международного конкурса педагогических инноваций и имеют положительные рецензии РАМ им. Гнесиных и РАТИ ГИТИС.

 

 

Учебное пособие "МОЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АЗБУКА" - это своеобразный сценарий учебного процесса, содержащий ряд познавательных материалов, заданий, игр и упражнений, направленных на расширение знаний по предметам Сценическая речь, Художественное слово, Актёрское мастерство и Беседы о театральном искусстве. На страницах Театральной азбуки вы найдёте обзорные статьи по истории театра; хрестоматию и дидактические материалы по предметам Сценическая речь и Художественное слово; подборку упражнений для развития творческого потенциала юных актеров; театральные словари, правила построения сюжета; раздел “Уроки грима” дополнен цветными иллюстрациями.

 

Кроме необходимого пространства для записи расписания занятий и домашних заданий,  Рабочая тетрадь "МОЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК" содержит краткую информацию по ряду учебных дисциплин.  Отдельная часть каждого разворота - афоризмы, высказывания, изречения и цитаты о театре великих деятелей мирового искусства: У. Шекспира, Д. Дидро, Вольтера, Л.Берне, В. Гюго, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, К.С. Станиславского - великие мысли великих людей, «золотой фонд», - необходимая основа для формирования полноценной личности, ориентированной на главенство духовного начала в жизни.

 

  

Учебное пособие для начального музыкального образования «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МЕЛОДИЯ» - детский мюзикл, герои которого Звуки и Интервалы, Темпы, Лады и Знаки альтерации, Ключи и Ноты. Это история о добре и зле, о силе духа, о выборе Пути, о чудесах, которые способно творить наше сердце.

 

Книга "БЕСЕДЫ О КУЛЬТУРЕ" в популярной и занимательной форме знакомит учащихся театральных отделений школ искусств с особенностями религии, философии, музыки, искусства слова, литературы, архитектуры, изобразительного и театрального искусства Древней Греции и Древнего Рима.

 

 

 

 

В УСАДЬБЕ МУЗЫКА ЗВУЧАЛА...

 

 

Неожиданные и удивительные по силе проекты рождаются в управлении культуры городского округа Балашиха. Один из них – «Музыкальная культура дворянской усадьбы 18 века» был с успехом представлен концертом в городском Историко-краеведческом музее. Приблизить к сегодняшнему дню обстановку старой дворянской жизни, музыку давно минувших дней – задача нелёгкая, но с ней прекрасно справились как авторы проекта, так и его исполнители – преподаватели и учащиеся детских школ искусств.

 

На необычный, можно сказать, историко-музыкальный праздник были приглашены не только почитатели музыкального искусства, но и почётные гости: заместитель руководителя администрации городского округа Балашиха Сергей Дёжин; депутат Московской областной Думы Николай Черкасов; епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии. От имени главы городского округа Балашиха Евгения Жиркова Сергей Дёжин зачитал приветственный адрес участникам и зрителям нового проекта, где глава подчёркивает, что спасение, сохранение и возрождение дворянских усадеб является сегодня одним из самых важных направлений деятельности правительства Московской области.

 

Шаг за шагом один из авторов проекта, ведущая концерта, заместитель начальника управления культуры, музыковед Марина Чернова вела слушателей по ступеням музыкальной культуры дворянской усадьбы 18-го века. И музыка, ушедшая в историю, вступала в свои права на сегодняшней подмосковной земле, овладевая сердцами наших современников, может быть, на нынешний взгляд, наивная, с незамысловатыми стихами, но такая искренняя…

 


Гостей дворянской усадьбы встречали крепостные хоры. Произведение Джузеппе Сарти «Радуйтеся, людие» исполнил ансамбль духовной музыки «Благовест» (ДШИ № 3), арию из известной оперы Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха» проникновенно представила слушателям юная Марина Кульпетова (ДШИ № 7). Зрители, собравшиеся в Историко-краеведческом музее, услышали произведения Дмитрия Бортнянского, увидели фрагмент пьесы отца русского театра А.П. Сумарокова «Тресотиниус» – литературно-музыкальную композицию «Комедия, что правит нрав», с успехом исполнил музыкально-театральный коллектив «Дети Мельпомены» под руководством Анны Марфиной.



Большой интерес вызвала комическая опера на либретто самой Екатерины II «Февей» (1786 год). Арию Царицы из 1-го действия, как всегда, с блеском, исполнила лауреат международных конкурсов, концертмейстер ДШИ № 1 им. Георгия Свиридова Ксения Гирина. Слушателей также покорили песни и ранние романсы таких почти забытых ныне композиторов, как Теплов, Дубянский и Козловский.

Вечер, состоявшийся в Историко-краеведческом музее, оказался незабываемым. Проект «Музыкальная культура дворянской усадьбы 18-го века» предусматривает четыре концерта, и следующая встреча не заставит себя ждать, она состоится 6 декабря в концертном зале усадьбы Пехра-Яковлевское.

 

Лидия ЕФИМОВА

ФАКТ 21 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА

ДЕТИ - ДЕТЯМ


Не люблю иностранное слово толерантность, когда есть русское: любовь к ближнему. Такую любовь дарят дети театрального коллектива «Дети Мельпомены» под руководством Анны Марфиной нашим ребятишкам, имеющим ограничения по здоровью.


Каждый Новый год они дают отдельное представление для Центра детей-инвалидов, «Дети Мельпомены» помогали нам провести фестиваль творчества к юбилею Победы, костюмированный праздник «Волшебник изумрудного города». Мы вместе отметили и День защиты детей. 28 июня ребят у ворот центра встречали весёлый фонтан мыльных пузырей и ватага красочных клоунов, вручающая всем воздушные шары. Праздник продолжился в украшенном зале центра. Весёлые игры, песенки и хороводы прошли на одном дыхании. А в завершении всех ждали подарки. Дети все одинаковы. Все любят веселиться и улыбаться. Спасибо, ребята-волшебники, спасибо, Анна Юрьевна, за замечательный праздник!

 

Л. РОЛЬЩИКОВА

Городской вестник №23, 05 июня 2014 года

ДЕТИ МЕЛЬПОМЕНЫ: СОЧИНСКИЕ ПОБЕДЫ


В столице Олимпийских зимних игр завершился VIII Международный фестиваль-конкурс музыкально-художественного творчества "Страна магнолий". Мероприятия, организованные Санкт-Петербургским творческим объединением «Триумф», проходили с 7 по 11 мая. Целью фестиваля-конкурса стало выявление и поддержка талантливых детей и перспективной молодёжи в области искусств.

 

Музыкальный театр «Дети Мельпомены» под руководством А. Марфиной отмечен дипломом лауреата I степени (музыкально-театральная феерия «Балаган» к 140-летию Вс. Мейерхольда). В состав жюри международного конкурса вошли профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства, доценты РАМ им. Гнесиных, режиссёры и балетмейстеры академических театров, заслуженные деятели искусств, композиторы и продюсеры. На суд высокочтимого жюри свои работы представили более 2000 конкурсантов в номинациях: инструментальное, вокальное, танцевальное творчество, изобразительное, цирковое и театральное искусство. В рамках фестиваля прошли конкурсы солистов, творческие встречи, мастер–классы, а также незабываемая экскурсионная программа и грандиозный гала-концерт.

 

 

ТАТЬЯНА КОРОЛЁВA

Театральные ассамблеи

Каждый город в России славится своей историей и своими людьми, но далеко не все из них могут похвастаться культурными событиями, выходящими за городские границы и определяющими современный облик региона и страны в целом. Подмосковной Балашихе повезло: там третий год подряд проводятся «Театральные ассамблеи» — масштабная театрально-музыкальная акция в области распространения культурных ценностей, новый вид вовлечения населения в Российскую и Международную жизнь театра.

 

 «Театральные ассамблеи» — звучит громко, но вполне оправданно. Этот Международный фестиваль-конкурс соединил принципы и задачи театральных форумов и фестивалей с показом лучших достижений театрального и современного искусства. Организаторам фестиваля – администрации городского округа Балашиха, балашихинскому управлению культуры и музыкальному театру юного актёра «Орфей» во главе с директором – Ириной Григорян – удалось создать команду единомышленников и за относительно короткое время воплотить в жизнь уникальный творческий проект, не имеющий аналогов даже в крупных культурных центрах. «Театральные ассамблеи» работают под девизом «Традиции храня, приветствуем идеи». Наиболее креативные проекты рассматриваются в специальной номинации «Нас вдохновляет гений Мейерхольда». Этот бунтарский гений российской режиссуры вместе с актрисой Зинаидой Райх некоторое время жил в Балашихе, в городе старинных усадеб, что лишний раз подтверждает обусловленность проведения «Театральных ассамблей» именно на балашихинской земле.

 

 

Интересна форма проведения фестиваля: «Театральные ассамблеи» проходят в три самостоятельных этапа, наглядно представляя взросление в профессии под девизом «Театр через всю жизнь — ступени мастерства». Первый этап — «Алые паруса» — объединяет вокруг себя театральные коллективы общеобразовательных школ; вокальные, инструментальные, театральные и художественные отделения детских школ искусств. Второй этап — «Поделись своими крыльями» — конкурсные соревнования для театральных, музыкальных, хореографических коллективов и отдельных исполнителей музыкальных и театральных колледжей, университетов, академий, любительских и народных театров, а также для театральных коллективов профильных вузов. Третий этап конкурса под названием «Театр в театре» – для профессиональных театров Москвы, Московской области, ближнего и дальнего зарубежья.

 


Одна из целей фестиваля-конкурса – поддержка проектов, посвящённых важнейшим датам отечественной истории. В этом году фестиваль проводился в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Года культуры. Темами номинации «Театр и время» стали работы, посвящённые юбилею Московской области; программы к 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского; работы, посвящённые юбилейным датам текущего года: 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира; 215 лет со дня рождения А. Пушкина; 210 лет со дня рождения М. Глинки; 170 лет со дня рождения Н. Римского-Корсакова, 140 лет со дня рождения В. Мейерхольда.

 

 

Конкурсное прослушивание превращалось в настоящую концертно-театральную программу со своим вступлением, кульминацией и финалом. Это заслуга и огромная работа Любови Андреевны Арсентьевой, автора сценария и режиссёра городских и областных программ. Каждый этап начинался с награждения лауреатов и дипломантов предыдущего конкурсного состязания. Среди лауреатов 1-й степени хотелось бы особо отметить музыкальный театр «Дети Мельпомены», руководитель – Анна Марфина; хореографическую студию «Little people», руководитель – Виктор Михалин; ансамбль танца «Классические грани», руководитель – Елена Перлина, театр «Стрела», г. Жуковский, худ. руководитель –Наталья Ступина и Рузанну Григорян (преподаватель – Алла Георгиевна Копачинская).

 

Председателями конкурсных комиссий на разных этапах «Ассамблей» стали режиссёр-постановщик, руководитель Камерного молодёжного театра, лауреат Международных конкурсов Хуциева Ирина Анатольевна и Фёдоров Александр Львович, режиссёр, актёр, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера (Москва), доцент актёрского факультета ВГИКа, член Союза театральных деятелей РФ, заведующий театральной кафедрой ЮНЕСКО.

 

 

Напряжённый конкурсный марафон завершился на сцене ДК «Балашиха» «Дуэлью за зрительский успех» — триумфальным Гала-концертом победителей. Специальным гостем финального мероприятия стал Евгений Кунгуров, солист театра «Новая опера», покоривший публику своим обаянием и исполнивший несколько вокальных номеров, в том числе совместно с победителями «Театральных ассамблей».

Елена АЛЕКСАНДРОВА

"МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК" МАЙ 2014

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«Год культуры – словно белой бумаги листок, что мы сами на нём напишем, то и сбудется точно в срок!» (Из выступления театрального коллективаДШИ №7 «Дети Мельпомены», руководитель А.Ю. Марфина)

 

Концерт, посвящённый открытию Года культуры в Российской Федерации, состоялся в картинной галерее. Вела мероприятие заместитель начальника управления культуры администрации городского округа Балашиха М.А. Чернова.

 

«Мы назвали сегодняшнюю встречу – вечер-концерт «Золотое сечение в живописи, литературе и музыке». Это значит, что мы отобрали к сегодняшнему дню такие произведения, которые написаны с точки зрения золотых пропорций, существующих в искусстве. По принципу золотого сечения написаны произведения венских классиков Гайдна, Моцарта, Бетховена, немецких романтиков Шуберта, Шумана, наших российских композиторов Скрябина, Аренского. Поговорим о золотом сечении в литературе и в живописи. Почему мы выбрали эту тему? Потому что мы говорим о гармонии, о соразмерности частей, настроении мыслей. Гармония должна быть не только в произведениях искусства, но и в нашей жизни, нам этого очень не хватает. Тема золотого сечения нас как бы приглашает к тому, чтобы мы анализировали и совершенствовали свою жизнь. Слова Пушкина: «Поверил я алгеброю гармонию», принадлежащие в нашем восприятии злодею Сальери, – это только часть айсберга. Эти слова нас подвигают к самопознанию, а самопознание – к самосовершенствованию. И этот процесс бесконечен, как бесконечен процесс познания мира».

 

Епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии, поздравил собравшихся с открытием Года культуры в России: «Сегодняшний день очень ярко показывает связь нашей веры, церкви и культуры. Начавшийся год, объявленный Годом культуры, совпадает с 700-летием Преподобного Сергия Радонежского, который является покровителем христианской Руси. Благословленные им на Куликовскую битву представители разных княжеств объединились, став единым русским народом. Сегодня мы понимаем, что на христианских ценностях основаны добрые взаимоотношения, которые являются объединяющими до сих пор».

 

О золотом сечении знали ещё в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Великий Пифагор в VI веке до н.э. создал свою школу для изучения Божественной пропорции. Эвклид применил её, создав свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что вся вселенная устроена согласно золотому сечению. В эпоху Возрождения особенно усилился интерес к этой пропорции учёных и художников. В это время выходят книги Луки Пачоли и Леонардо да Винчи. Бесконечный ряд цифр после запятой: 1,6180339875… Каждый делает это число длиннее, чтобы быть как можно более точным.

 

Эта странная, загадочная вещь Божественная пропорция – она сопутствует только живому, вы непременно увидите её в изгибах морских раковин, в красивом человеческом теле. Удивительные числа были открыты итальянским математиком Леонардо Пизанским, известным как Фибоначчи в XIII веке н.э. В числовом ряде каждый член, начиная с третьего, равен сумме предыдущих двух. При делении числа последовательности на число, стоящее перед ним, получается золотое сечение.

 

Правило золотого сечения используется художниками и в композициях: существует золотой треугольник, золотой прямоугольник и даже пентаграмма. В архитектуре золотое сечение даёт наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин. Пропорции всех пирамид на планете, а также храмов, барельефов, предметов быта рассказывают о том, что при их создании пользовались золотым делением.

 

Говорить о золотом сечении в живописи можно бесконечно, рассматривая наброски и картины Леонардо да Винчи и «Чёрный квадрат» и «Красную конницу» Казимира Малевича. В иконописи правило гармонии присутствует повсеместно. Пропорции человеческого тела принято изучать по рисунку Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» и Альбрехта Дюрера «Меланхолия». В эпоху Возрождения художники открыли зрительные центры – точки, которые отстают от центра на 3/8 и 5/8 и всегда обращают на себя внимание. Это и есть золотое сечение в картинах. В XX веке этот закон был открыт и успешно применён в кораблестроении и воздухоплавании, в медицине, химии и физике. Золотое сечение активно используется в промышленном производстве и строении сложных предметов, историки и астрологи соотносят законы развития последовательности событий с законом Божественной пропорции.

 

Золотое сечение, или Божественная пропорция – по-разному можно называть ту середину, еле заметную нить, которую мы называем красотой. Именно умению находить единое прекрасное в целом учат нас произведения великих. Пожелаем же нам всем в этот год научиться смотреть на мир выше, видеть и ценить окружающую красоту.

 

ЛЮДМИЛА ДОБАРИНА

ФАКТ 15

КУЛЬТУРА - СРЕДСТВО ЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

2014 год объявлен Годом культуры в РФ. Размышляя над этим решением Президента России, невольно примеряешь его к территории, где сам живёшь и в той или иной мере имеешь возможность способствовать развитию культуры, построению культурной составляющей своей местности.В мире существует огромное количество определений термина «культура», каждый человек в той или иной степени задумывается в своей жизни, чем является для него культура, какая она: яркая и динамичная на эстраде, глубокая и содержательная в классической литературе, эмоциональная, затрагивающая самые сокровенные струны души в музыке, духовная в религиозной составляющей жизни, уводящая в мир художественных образов в живописи?

 

Как нет границ у творчества, так невозможно и его творцам созидать в определённых границах своей деятельности. За последние годы возникли замечательные содружества музыкантов города, которые, интересуясь творчеством друг друга, создали великолепные образцы исполнитель-ского искусства. Этому способствовали мощные, содержательные проекты города, такие как Международный фестиваль «Славянские встречи», Российский фестиваль «И в сердце светит Русь» памяти Г.В. Свиридова, межрегиональный фестиваль детского и юношеского творчества «Созвездие» и другие. Их реализация возможна только благодаря объединению наших организа-ционных и профессиональных усилий, ин-теграции творческой составляющей каждой школы, каждого преподавателя и исполни-теля. Именно поэтому проекту «Славянские встречи» в 2013 году исполнилось 18 лет, каждый год в его истории был ознаменован особой изюминкой проведения и смыслового наполнения. Такой многолетний опыт взаимодействия и интеграции и привёл к соединению педагогов и учеников разных школьных коллективов в новые, подчас необычные творческие формы ансамблевого музицирования. Среди них вокальный ансамбль и театрально-музыкальная композиция «Радуга» ДШИ No 1 и музыкально-театрального коллектива "Дети Мельпомены" No 7, оркестр народных инструментов ДШИ No 2, 4, 6, 7, малый симфонический оркестр ДШИ No 1, 2, 3. Замечательный образец совместного творчества был подарен слушателям на концерте «Российские композиторы – детям Подмосковья» (11 октября 2013 года).  В целом каждое учреждение планирует посвоему показать роль культуры в нашем городском сообществе. Вспоминая немного забытые страницы, нас порадуют Ассамблеи искусств, художественно-музыкальные сало-ны, дискуссионные клубы и многое другое. Главное, чтобы мы стремились не просто провести какое-либо особенное, поражающее воображение мероприятие, а чтобы оно за-трагивало сердце и душу человека, чтобы мы нуждались в общении друг с другом, чтобы понятие «культура» стало соединительным мо-стиком между людьми.

МАРИНА ЧЕРНОВА

http://ia-bal.mosoblonline.ru/userdata/archive/1389591974.pdf

ФАКТ № 1, 10 января 2014 г. (стр.3)