Методика

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

«Театр уж полон; ложи блещут...» 06 апреля 2012 г.

Вот уже более полувека 27 марта весь мир отмечает Международный день театра. В Балашихе широкую известность и признание зрителей получил музыкальный театр юного актёра «Орфей». Мы неоднократно рассказывали о спектаклях и достижениях этого театра как на всероссийском, так и международном уровнях. Постановки «Орфея» знают и любят не только в нашем городе, но и в Италии, Франции, Германии, Японии, Болгарии и других странах.

 

Актёры и руководители театра постоянно находятся в поиске новых методов и средств общения со зрителями, стараются постоянно вовлекать их в чарующий мир искусства. За динамикой развития театра «Орфей» всегда интересно наблюдать. В преддверии большого праздника – Международного дня театра директор «Орфея» Ирина Григорян с удовольствием рассказала обо всех новаторских находках.

– Ирина, не первый год по инициативе театра в Балашихе проходят семинары с участием зарубежных гостей, на которых обсуждаются новые пути работы с молодёжными театральными коллективами. Расскажите о них.

– Мы стараемся привлечь как можно большее количество людей искусства и культуры к участию в этих семинарах. Всем особенно запомнился приезд в Балашиху Манон ван де Ватер, профессора американского университета Висконсин-Мэдисон, театроведа, директора программы «Театр для молодёжи», председателя Международной сети исследователей театра.

Г-жа ван де Ватер была почётным гостем и участником одного из театральных семинаров, которые проходят в нашем городе в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации.

Уже потом, вернувшись в Америку, Манон написала мне в письме: «Спасибо Вам за тёплый приём, я рада, что хоть бегло, но познакомилась с культурой подмосковной Балашихи. Раньше я и не предполагала, что в городе, расположенном так близко от столицы, есть своя яркая культурная жизнь. Я расскажу в своём университете о моих впечатлениях на семинаре, о таком необычном музыкальном театре «Орфей», где играют дети, обо всех замечательных событиях, наполнивших мою московскую жизнь в эту неделю».

Также к нам приезжали гости из ближнего зарубежья: Владимир Буйко, режиссёр «Театра Вiдарыс» города Борисова Республики Беларусь, автор пьес для театра, лауреат национальных и международных театральных фестивалей, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь.

– В России Вы тоже сотрудничаете с виднейшими деятелями культуры и искусства, кого можете вспомнить?

– Даже не знаю, с кого начать… Ведь у истоков возникновения театра стояло так много ярких, талантливых личностей. Вот, например, Владимир Фомич Жданов, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой оперной подготовки при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Это он неоднократно приезжал к нам в Балашиху, чтобы помочь юным певцам точнее исполнить сложные оперные хоры и арии перед фестивальной поездкой во Францию.

А режиссёр Александр Фёдоров, заслуженный артист России, доцент Российской академии театрального искусства и Всероссийского института кинематографии, до сих пор раскрывает ребятам секреты актёрского мастерства, помогает создавать тонкие психологические образы.

А красочно и ярко оформить наши спектакли помогает главный художник Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова Максим Обрезков. Он работает с МТЮА «Орфей» с момента его возникновения. Стильные костюмы от Максима изысканны, сценография проста и лаконична. Театр гордится сотрудничеством с профессионалами столь высокого класса, ведь это является ещё и дополнительной мотивировкой для привлечения подростков в театр.

С большим интересом наблюдает за работой театра «Орфей» и откликается на предложения о сотрудничестве Геннадий Григорьевич Дадамян, кандидат экономических наук, заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАТИ, научный руководитель Высшей школы деятелей сценического искусства.

Также наш театр активно сотрудничает с Культурным центром Елены Образцовой в Санкт-Петербурге – мы получаем приглашения на семинары и предложения о проведении мастер-классов по вокалу.

– Как Вам удаётся находить поддержку для проведения таких крупных мероприятий?

– Прежде всего люди искусства и культуры – люди неравнодушные. К участию в наших проектах мы привлекаем уникальные творческие коллективы, такие как театр «Пиано» из Нижнего Новгорода, где играют неслышащие дети. Его руководитель Владимир Чикишев проводил работу в рамках одного из наших семинаров с театральным коллективом Детской школы искусств № 7 «Дети Мельпомены» – руководитель Анна Марфина. В театре «Орфей» работают настоящие профессионалы: художественный руководитель Алла Копачинская является заслуженным работником культуры России, основателем хоровой школы «Кантилена», её воспитанники учатся в виднейших музыкальных и театральных вузах страны.

Вот поэтому мы, наверное, и получаем поддержку со стороны Министерства культуры правительства Московской области, администрации городского округа Балашиха и управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи.

Наши мероприятия проходят на лучших площадках города: Многофункционального центра, Ледового дворца «Арена «Балашиха», концертного зала Преображенского храма, Дворца культуры «Балашиха». И администрация театра очень благодарна руководителям этих учреждений за предоставленную возможность, ведь у театра, несмотря на звания и заслуги, до сих пор нет своего помещения.

– Ирина, в этом году традиция проведения театральных семинаров продолжится?

– Да, конечно. В апреле мы планируем проведение III театрального семинара с международным участием.

– Чем он будет отличаться от предыдущих?

– В ходе этого семинара состоится презентация Театральных ассамблей, презентация Израильского театра «ZERO». Состоится концерт вокальной музыки, на котором выступит Martina Bortolotti (Мартина Бортолотти), солистка оперного театра итальянского города Больцано. Планируется выступление Николая Кузнецова, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, со студентами и аспирантами Московской консерватории.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что такое Театральные ассамблеи?

– Это новый международный проект Министерства культуры правительства Московской области, администрации городского округа Балашиха и Музыкального театра юного актёра «Орфей», который в будущем может стать Международным фестивалем музыкальных театров и театров пластики. Сейчас только начало. Мы успешно провели первый отборочный тур. Среди его лауреатов – творческие коллективы города, учащиеся школ искусств и общеобразовательных школ. Теперь 20 апреля состязаться будут профессионалы. Поступило большое количество заявок. Среди них – представители театра Р. Виктюка, Центра оперного пения Г. Вишневской, Музыкального театра «Экспромт», Оперной студии Московской Государственной консерватории им. Чайковского, Польского театра, Израильского театра «Zero», Белорусского театра «Вiдарыс», ансамбля старинной музыки «Старинный мастер» (Австралия – Россия), танцевальной компании Boroditsky Dance Company, театров «Город» и «Большое гнездо» из Подмосковья, а также изъявили желание участвовать в Театральных ассамблеях певцы и актёры из Италии, Франции, Китая и, конечно же, наш Музыкальный театр юного актёра «Орфей». Нам приятно быть организаторами и непосредственными участниками этого большого проекта.

– Ирина, девизом театра «Орфей» всегда было динамичное развитие, поэтому мы желаем Вам не останавливаться на достигнутом, радовать Ваших зрителей новыми спектаклями, находками и продолжать прививать любовь к храму Мельпомены нашей молодёжи.

Екатерина КОРНЕЕНКОВА

Фото Александра ОРЕШИНА

 

Газета "ФАКТ" 06 апреля 2012 г.

 

 

"Недаром помнит вся Россия…" 31 января 2012 г.

 

          Наступил 2012 год, объявленный Президентом Российской Федерации Годом российской истории. Среди его памятных дат – двухсотлетие победы России в Отечественной войне 1812 года.

 

Отечественная война 1812 года стала неотъемлемой частью российской национальной истории и её национальной гордостью. Чтобы достойно встретить историческую дату, сотрудники управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи администрации городского округа Балашиха, директора и преподаватели детских школ искусств, работники Централизованной библиотечной системы им. Ф.И. Тютчева в 2011 году провели большую исследовательскую работу. Цель её – не только рассказать о тех исторических событиях подрастающему поколению, но и сделать так, чтобы подростки и молодёжь через своё творчество сумели понять всю сложность и многогранность российской трагедии тех лет, приблизить ту эпоху, оценить мужество и героизм не только российских солдат и офицеров, но и людей разных сословий.

Итоги этой работы вылились в областную открытую научно-практическую конференцию «Формирование гражданско-патриотического мировоззрения молодого поколения ХХI века на примере исторических событий 1812 года средствами художественно-эстетической направленности», которая была задумана управлением по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи администрации городского округа Балашиха совместно с Министерством культуры Подмосковья и Научно-методическим центром Министерства. Конференция с большим успехом прошла в Детской школе искусств № 1 им. Г.В. Свиридова. Её участниками стали не только преподаватели наших и других подмосковных школ искусств, но и учителя общеобразовательных школ.

Каждая школа искусств и Централизованная библиотечная система городского округа Балашиха представили уникальные материалы. Театр, литература, художественное творчество, музыкальное исполнение, хоровое пение – во всём нашлось отражение исторической темы, возможно, поэтому мероприятие от начала и до конца носило праздничный характер.

Начался праздник с открытия художественной выставки «Взгляд современной молодёжи на исторические события 1812 года» учащихся художественных отделений детских школ искусств, учеников семи преподавателей. Серия из 35 картин юных художников, посвящённая Отечественной войне 1812 года, представляет собой не только батальные сцены, но и портреты генералов – героев войны, составляющих славу России. В процессе своего труда ребята изучили судьбы этих людей, прониклись жизнью того времени, и их работы никого не оставили равнодушным.

Присутствовавшая на открытии конференции заместитель руководителя администрации городского округа Балашиха Л.Л. Золотарёва отметила значительность и многогранность мероприятия, рассказывающего о непростом периоде нашей истории начала XIX века. Лора Леонидовна подчеркнула, что, открывая сегодня новые страницы войны 1812 года, отражённые в музыке, литературе, в художественных произведениях, мы познаём настоящую цену патриотизма и стойкости русского народа. Это необходимо всем, и прежде всего детям, потому что на исторических фактах, на примерах подвигов лучших людей формируется мировоззрение подрастающего поколения.

В торжественной обстановке прошло награждение учеников, чьи работы стали достоянием выставки, и преподавателей, подготовивших детей. Их труд был отмечен Благодарностями управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи. Волнующим моментом церемонии открытия стало участие детского духового оркестра  Детской духовой музыкальной школы № 2. Ребята с воодушевлением исполнили марши полковых оркестров русской армии.

Выступая по основной теме конференции, заместитель начальника управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи и главный вдохновитель и организатор всей работы 
М.А. Чернова подчеркнула, что анализ и изучение событий 1812 года, отражённых во всех жанрах и видах искусства, дают нам возможность на героическом примере русского народа за независимость и свободу России влиять на сложный и многогранный процесс воспитания наших детей и подростков. Используя культурное наследие предшествующих поколений, периодически обращавшихся к событиям 1812 года, мы можем приблизить их к сегодняшнему дню, чтобы дети и молодёжь смогли по-настоящему оценить исторический масштаб, гражданский порыв россиян и понять огромные человеческие страдания, которые пережил русский народ  двести лет назад.

Прежде чем представить участникам областной открытой конференции материалы исследовательской работы, подготовленные в 2011 году, М.А. Чернова отметила, что Правительство России во все времена уделяло большое внимание подготовке к юбилейным датам, связанным с событиями 1812 года, не менее грандиозные юбилейные торжества ждут нас и в нынешней России. И важнейшей основой деятельности Общественного юбилейного Совета по подготовке к празднованию двухсотлетия Отечественной войны 1812 года является патриотическое воспитание россиян.

Как известно, любая историческая эпоха прежде всего находит своё отражение в литературе. Со своей исследовательской работой «Влияние исторических событий 1812 на создание литературных произведений первой четверти ХIХ века» перед собравшимися с большим успехом выступила директор Централизованной библиотечной системы Л.Н. Покрасова. Она рассказала о богатстве поэтической и прозаической летописи Отечественной войны 1812 года, которая оказалась весьма плодотворной для многих известных и неизвестных авторов. Важное место в прозе той поры занимали исторические записки и дневники участников войны, мемуары и очерки, а первые стихотворения выполняли роль гражданских воззваний, направленных на пробуждение героико-патриотических чувств. «Военные записки» и «дневники партизанских действий» так же, как и стихи Дениса Давыдова, существенно обогатили литературу первой четверти ХIХ века. Наибольший вклад в творческое освещение проблематики Отечественной войны 1812 года внесли И. Крылов, Г. Державин, В. Жуковский, Н. Карамзин, К. Батюшков, П. Вяземский, создавшие свои поэтические шедевры. Динамичным было развитие темы Отечественной войны в творчестве А.С. Пушкина, двадцатипятилетняя годовщина войны 1812 года ознаменовалась настоящим шедевром нашей словесности – стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». А ещё четверть века спустя Л.Н. Толстой приступил к работе над героической эпопеей «Война и мир», ставшей волнующим, незаменимым документом эпохи.

«Открытие сегодняшней конференции вдохновляет на очень серьёзную и очень важную работу, – так обратилась к её участникам директор Научно-методического центра Министерства культуры Московской области Н.Ю. Максимова. – Многие из нас изучают историю, но конференция позволяет расширить восприятие того далёкого времени. Как прекрасно сочетаются сегодня музыкальные произведения с произведениями художественными, и этот синтез искусств позволяет нам глубже понять ту эпоху. Сегодня, как никогда, можно проследить сохранение традиций, способствующих формированию гражданской позиции у подрастающего поколения. Хочется выразить большую благодарность всем организаторам этой конференции».

Конференция продолжилась великолепным театральным прологом «1812» в исполнении участников театрального отделения ДШИ № 7, автор которого – заведующая отделением, сценарист и режиссёр А.Ю. Марфина. Обладая даром погружаться в любую эпоху, Анна Юрьевна вложила в постановку огромное содержание, позволяющее зрителям вслед за юными актёрами сопереживать героям того времени – представителям разных сословий, объединённых одной идеей: спасением России от неприятеля.

Выступление музыкальных и хоровых творческих коллективов – неотъемлемая часть любого праздника. Неизгладимое впечатление на собравшихся произвёл хор мальчиков детской хоровой студии «Пионерия» им. Г.А. Струве под руководством А.А. Косенкова. Ребята исполнили историческую народную песню «Бородино» на стихи М.Ю. Лермонтова и песню Э. Ханка на стихи И. Резника «Служить России».

С большим интересом над темой Отечественной войны 1812 года работали педагоги фортепьянного отдела ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова во главе с Н.И. Токаревой. Изучались методические материалы, развитие культуры, искусства этого периода, педагоги и ученики знакомились с творчеством русских композиторов начала ХIХ века, открыли для себя много нового.

В результате участники конференции услышали в исполнении учеников ДШИ № 1 «Триумфальный марш» Д. Салтыкова и «Военный марш» Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Завершился праздник выступлением Сводного хора детских школ искусств городского округа Балашиха. Хоровики исполнили финал оперы С.С. Прокофьева «Война и мир».

Конференция – плод большой работы всех педагогических и ученических коллективов семи школ искусств, их филиалов и Централизованной библиотечной системы. Все участники конференции получили прекрасные буклеты, в которых отражены материалы исследовательской работы, предшествовавшей конференции. Все они могут быть использованы в учебно-воспитательной и культурно-просветительной работе учреждений образования, культуры и молодёжной политики.

Лидия ЕФИМОВА

Фото Александра ОРЕШИНА

 

Газета "ФАКТ" 31 января 2012 г. 

"Молодёжь – это Россия!" 12 декабря 2011 г.

 

       Именно так звучала одна из строчек песни «Мы – поколение», которую исполнили Евгений Избасов, Анна Сорокина, Артём Жигалов, Маргарита Макарова, Евгения Харахордина и Александра Гречишкина на открытии ежегодного молодёжного форума «Лица 21 века».

 

На сегодняшний день в городском округе Балашиха проживает более 50 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Не случайно для чествования самых лучших из них был выбран дворец – Дворец культуры «Балашиха». Более полусотни достойнейших представителей балашихинской молодёжи поднялись на сцену для получения заслуженных наград из рук главы городского округа Балашиха Владимира Самоделова. Приветствуя молодёжь, глава подчеркнул, что с каждым годом количество номинантов форума увеличивается, и эта тенденция его очень радует.

– Меня восхищает трудолюбие, которым обладает наша молодёжь, но прежде всего всем номинантам необходимо помнить о педагогах, передавших им свои знания и опыт. Нашей молодёжи не страшно доверить решение многих важных для развития Балашихинского района и целой страны задач. Наши сегодняшние номинанты чувствуют тенденции развития России, умеют быстро реагировать на сложившуюся ситуацию, работать в команде, в коллективе, поэтому в песне пелось правильно: «Молодёжь – это Россия», – сказал Владимир Геннадиевич.

Участников форума «Лица 21 века» также поздравил депутат Московской областной Думы Николай Черкасов:

– В вас мы видим тот кадровый потенциал, которому хотим передать власть, – сказал он.

Церемония награждения охватывала номинации от государственной власти и управления до культуры и искусства. Строительство, экономика, предпринимательство, сельское хозяйство, наука, спортивные достижения, здравоохранение, образование... Кажется, не было такой сферы деятельности, в которой не преуспели бы молодые люди, живущие в Балашихе. 

 

Продолжилась торжественная часть мероприятия грандиозным концертом, организованным самими теперь уже не номинантами, а лауреатами форума. Некоторые из концертных номеров отражали важнейшие даты, которые отмечались в России в этом году. Так, ведущая форума,  напомнила всем присутствующим, что 2011 год Указом Президента РФ был объявлен Годом космонавтики. 50 лет назад 12 апреля 1961 Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире осуществил полёт в космос. Проникновенная песня «Мы – дети Галактики» в исполнении театрального коллектива Детской школы искусств № 7 «Дети Мельпомены» ещё раз напомнила об этом замечательном и важном событии. Руководитель коллектива Анна Марфина стала лауреатом форума «Лица 21 века» в номинации «Образование».  О том, как непросто покорялись человеку новые орбиты, своим танцем «Покорители» рассказал театр эстрадного танца «Карамельки». Его руководитель Элина Кащеева стала лауреатом форума «Лица 21 века» в номинации «Культура и искусство».

В этом году исполняется 70 лет с начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. В рамках этого события совсем недавно в профессиональном училище № 36 и Балашихинском промышленно-экономическом колледже прошли конкурсы военной песни и художественного слова среди молодёжи. Песню «Война» исполнили лауреаты 1-й степени конкурса военной песни «Эх, путь-дорожка фронтовая» Мария Колочёва и Марина Ковалёва. Такое развитие патриотического воспитания молодёжи – заслуга специалистов трёх молодёжных центров города: Досугово-профилактического центра «Семья», Комплексного молодёжного центра «Новый свет», директор которого Ольга Ромашкина является лауреатом форума «Лица 21 века», и Комплексного молодёжного центра «Спутник». Этими учреждениями были подготовлены небольшие презентации.

Бурными овациями было встречено выступление воспитанников отделения художественной гимнастики специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Балашиха».

Рэп, брейк-данс, театр моды «Дебют», театр причёски «Премьера»... Как же молодость прекрасна разнообразием увлечений, возможностью выбора жизненного пути, и нет сомнений, что у лауреатов форума «Лица 21 века» он будет правильным.

Екатерина КОРНЕЕНКОВА

Фото Александра ОРЕШИНА

 

Газета "ФАКТ" 12 декабря 2011 г. 

"Радуга Николая Дмитриева" 01 ноября 2011 г.

 

         Говорить о большом поэте, земляке – трудно, очень ответственно и необходимо. Необходимо, прежде всего, затем, чтобы молодое поколение продолжало традицию памяти, традицию сохранения наследия поэта и ощущало потребность неподдельного поэтического слова, очищающего душу и дарящего свет. Именно этими мыслями и чувствами руководствовались люди, решившие провести на балашихинской земле Первый открытый областной литературный фестиваль «Я люблю, чтобы строчка негромко звучала…», посвящённый жизни и творчеству поэта Николая Дмитриева. Родился фестиваль по инициативе администрации городского округа Балашиха при поддержке Министерства культуры Московской области и Московской областной государственной детской библиотеки.

 

Чтобы глотнуть свежего воздуха настоящей поэзии, для кого-то – уже знакомой, для кого-то – неизвестной, но ожидаемой, окунуться в атмосферу праздника, во Дворец культуры «Балашиха» стекались и стар и млад. А праздник с самого начала обещал стать грандиозным. В фойе ДК «Балашиха» развернулась книжная ярмарка. Свои подарочные издания балашихинцам и гостям фестиваля представили ведущие московские издательства «Владос», «Белый город» и «Либерея», входящие в Российский книжный союз. Люди имели возможность не только ознакомиться с лучшими образцами художественной, учебной, детской литературы, с книгами по искусству, что-то приобрести, но и пообщаться с издателями, узнать о планах издательств.

Здесь же, в фойе, окружённые любителями поэзии, с большим волнением дети – ученики балашихинских школ – читали стихи Николая Дмитриева. Инициативу чтения стихов, в том числе и своих собственных, подхватили взрослые – гости праздника, представители литературных клубов и объединений из Рузы, Орехово-Зуево и Покрова Владимирской области – городов, где в разные годы жил и работал поэт. Такое собрание кажется символичным: Николай Фёдорович любил читать стихи в узком кругу друзей и всегда с пониманием относился к чужому творчеству.

Фрагментом из 2-го фортепианного концерта С.В. Рахманинова открылся литературный фестиваль, и вслед за великим произведением прозвучало стихотворение Николая Дмитриева «Гармония». Он, выросший на земле, не мог не ощущать гармонии в природе, он, обладавший огромным даром, не мог не познать гармонии поэтических откровений, и он, возможно, более чем кто-то другой, не мог не ощущать недостатка гармонии в человеческих отношениях. В каждом своём произведении, в каждом разговоре с читателем он говорил о гармонии человеческих душ и верил, что эти души когда-нибудь поймут друг друга.

Обращением, прежде всего, к молодёжи – учащимся школ, гимназий, лицеев, профессиональных училищ, студентам вузов, представителям творческих и литературных объединений прозвучали первые слова на открытии литературного фестиваля ведущей вечера, заместителя начальника управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи, заслуженного работника культуры России М.А. Черновой. Ведь кому, как не молодым, нам рассказывать о короткой, но яркой и глубокой жизни поэта, в которой не было ни одной страницы пошлости и цинизма, о его ранимой душе, о его застенчивости, его честности и прямоте, о его таланте и любви. Любви ко всему тому, к чему прикасалось его перо, его поэтический талант.

Николай Фёдорович Дмитриев прожил в нашем городе 24 года. Это были годы его литературной и человеческой зрелости, годы расцвета его поэтического таланта. Здесь он преподавал литературу в школе № 25, руководил детской поэтической студией «Первоцвет» в школе № 2, ради творческого общения посещал занятия студийцев ЛИТО «Метафора». Но он хранил в памяти и постоянно возвращался в своём творчестве к городам своей юности – Рузе и Орехово-Зуево, к своему родовому гнезду в селе под Покровом Владимирской области, где жила когда-то его бабушка. Люди, общавшиеся с поэтом в разные периоды его жизни, любители его творчества из этих городов, стали дорогими гостями нашего фестиваля. Сила поэтического слова Николая Дмитриева такова, что тот, кто однажды открыл для себя поэта, уже не расстаётся с ним никогда.

Приветствуя собравшихся, первый заместитель руководителя администрации городского округа Балашиха А.К. Дедков поздравил молодых людей с тем, что они сочли для себя необходимым отдать дань уважения поэту, вновь прикоснуться к творчеству человека, который всей душой любил подмосковную землю, ведь его поэтические строки будят души, заставляют задумываться о смысле жизни.

Частым гостем на наших мероприятиях давно стала первый заместитель министра культуры правительства Московской области, заслуженный работник культуры России Т.Е. Ширшикова. Человек неравнодушный, любящий поэзию, она обратилась к нашей молодёжи с пожеланиями учиться у Николая Дмитриева доброте, человечности, любви и отзывчивости.

Важным событием для Балашихи и тех городов, которые связаны с местами памяти Н.Ф. Дмитриева, явилось подписание договоров о взаимном сотрудничестве. В торжественной обстановке заведующая библиотекой семейного чтения им. Н.Ф. Дмитриева З.Ф. Артюхина подписала договоры о творческом сотрудничестве с руководителями литературных организаций городов Руза, Орехово-Зуево и Покров. Такое сотрудничество обещает обмен опытом по вопросам увековечивания памяти поэта, литературные встречи. Возможно, в нашем литературно-публицистическом журнале «Балашиха. Голоса сердец» появятся стихи поэтов литературных объединений из этих городов.

«Без преувеличения можно сказать, что мы присутствуем при рождении новой исторической страницы не только земли балашихинской, но и земли подмосковной, – сказал один из почётных гостей фестиваля, депутат Московской областной Думы, член фракции «Единая Россия» Н.И. Черкасов. – Не случайно этот литературный фестиваль свою первую встречу собрал в Балашихе. Немногие муниципальные образования Подмосковья сегодня могут похвастаться тем, что у них на постоянной основе издаётся литературный журнал, который периодически возвращается к творчеству Дмитриева. Мы гордимся тем, что наш земляк прославляет подмосковную землю. Когда глубже узнаёшь творчество Н.Ф. Дмитриева и накладываешь его на историю нашей страны последних десятилетий, поражаешься: талант этого человека востребован во все времена. Многим поколениям ещё предстоит осмыслить, понять и полюбить творчество этого поэта».

Руководитель Московской областной государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры России О.П. Кубышкина говорила с молодёжью о том, что именно в руках молодых находится возрождение национальной идеи, которая выражается в благодарности землякам, оставившим светлый след в душах людей, в любви к земле, на которой мы живём. Ольга Павловна зачитала участникам и гостям Первого открытого литературного фестиваля приветствие от президента Российского книжного союза, председателя Счётной палаты РФ С.В. Степашина. Высоко оценив и поддерживая инициативу организаторов фестиваля способствовать популяризации книги и чтения, он подчеркнул, что программа фестиваля включает в себя мероприятия, важные не только для специалистов книжного дела, но и для самой широкой аудитории горожан. С.В. Степашин пожелал всем коллегам и единомышленникам ярких и увлекательных встреч и обсуждений в рамках фестиваля и выразил надежду, что проведение фестиваля станет ежегодным и начинание балашихинцев получит дальнейшее развитие. Передавая приветственный адрес к участникам фестиваля А.К. Дедкову, О.П. Кубышкина отметила, что в Балашихе работают уникальные люди. Было приятно услышать, что в нашем городе трудятся одни из лучших в Подмосковье руководители управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи и работает одна из лучших Централизованных библиотечных систем в Московской области. А самое главное, что все инициативы управления поддерживаются руководством городского округа, и это не остаётся незамеченным на самом высоком уровне. Свидетельство тому – высшая награда Российского книжного союза главе городского округа Балашиха В.Г. Самоделову – диплом «За большой личный вклад в сохранение и развитие литературных традиций, всестороннюю поддержку поэтов и писателей, популяризацию чтения среди населения». Почётной грамотой Российского книжного союза была награждена заместитель руководителя администрации Л.Л. Золотарёва.

 

Никого не оставил равнодушным театрально-музыкальный пролог на стихи Н.Ф. Дмитриева, который подготовили ученики театрального отделения ДШИ № 7. Прекрасно подобранные произведения поэта, игра юных актёров, музыка, декорации – несомненная заслуга заведующей театральным отделением ДШИ № 7, автора сценария и режиссёра спектакля А.Ю. Марфиной.

 

Поэтом гражданского долга и тонким лириком по праву назвала Николая Дмитриева руководитель Бюро пропаганды художественной литературы, автор фильма о Н.Ф. Дмитриеве А.В. Панкова, подчеркнув, что Родина была для поэта главным понятием в жизни. О чём бы он ни писал, он говорил о Родине, переживая разные моменты её развития. Передавая свои ощущения людям, он верил: Россия выстоит и выдержит любые испытания.

Накануне фестиваля в нашем городе по инициативе Централизованной библиотечной системы им. Ф.И. Тютчева и управления по образованию в общеобразовательных школах прошла замечательная викторина о жизни и творчестве Н.Ф. Дмитриева. Литературный фестиваль чествовал победителей специальными дипломами, подарками и аплодисментами. Благодарности управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи были вручены первым лауреатам литературного конкурса «Первоцвет», посвящённого памяти Н.Ф. Дмитриева. В подарок дети получили прекрасные книги, предоставленные Московской областной государственной детской библиотекой.

Волнующим моментом праздника стало возложение цветов к памятной доске Н.Ф. Дмитриева, которая была открыта несколько лет назад в общеобразовательной школе № 2. Корзину цветов участники фестиваля торжественно передали ученикам школы № 2, активистам музея «Поэты земли балашихинской», которые и доставили её к месту назначения. В память о поэте прозвучало произведение Дж. Каччини «Аве Мария» в исполнении солистки Ксении Гириной и струнного ансамбля ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова.

На фестивале в качестве почётных гостей присутствовала семья поэта: вдова – Алина Доминиковна, дети – Евгений и Маргарита. Вот что сказала в интервью газете «Факт» А.Д. Дмитриева:

«Я очень рада этому новому проекту. Это уже новый виток осознания творчества Николая Дмитриева, и не удивительно, что именно Балашиха взялась за это дело. Я от всей души благодарна за инициативу администрации городского округа Балашиха и лично М.А. Черновой. Что особенно приятно отметить, в Балашихе весь упор, весь акцент изучения творчества поэта направлен на молодёжь. Это не может не радовать».

Ярким финалом праздника стала композиция КДЦ «Подмосковные вечера» «Здравствуй, радуга цветная!»:

«Здравствуй, радуга, как ты сумела понять

Все земные цвета и над грязью поднять?!

Встать на время связующим звонким мостом

Между пашнями и высоты торжеством!» – пишет совсем ещё молодой, двадцатилетний поэт, возможно, и не подозревая, что всё его творчество станет для людей этой самой радугой, связующей нас, земных и грешных, с торжеством высоты настоящего поэтического слова. Хочется верить, что радуга Николая Дмитриева взошла на века.

Лидия ЕФИМОВА

Фото Ирины ЗУБАРЕВОЙ

 

Газета "ФАКТ" 01 ноября 2011 г.

 

 

 

 

А.А. Пасечник: методический доклад

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ЧИСТОТОЙ ЗВУКА

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ВОКАЛА


  1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Пение бывает разным академическим, народным, мужским и женским, профессиональным и самодеятельным. А есть ещё взрослое и детское пение. У взрослых певцов уже есть знания и вокальное мастерство, у детей – только желание петь. У взрослых певцов сформировавшиеся крепкие голоса, у детей слабые, с преобладающим фальцетным звучанием. Но есть ещё признаки, позволяющие безошибочно узнать детское пение. Это напряжение, которое слышится даже в тихо звучащих голосах, неумение управлять своим голосом и (!) - неточная интонация. В отношении методики занятий вокалом и постановки голоса на начальном этапе обучения, педагогов можно разделить на два противоборствующих «лагеря». Одни считают, что хрупкий несформировавшийся голосовой аппарат ребёнка не готов к серьёзной вокальной работе, да и не нуждается в этом, поэтому детей надо развлекать, разучиванием и пением большого количества не сложных детских песен, не особо уделяя внимание постановке голоса как таковой, чтобы у ребенка не пропало желание петь. Другие же педагоги считает, что к детскому пению нужно относиться так же серьёзно, как и к взрослому. Наша современная вокальная педагогика, четко разделяет взрослое и детское пение, ограничивает творчество детей их возрастными возможностями. Самое удивительное в том, что это старательно–напряженное «детское» звучание стало уже некой эстетической нормой. Воспитание вокальных навыков с детского возраста было одной из самых ценных традиций русской хоровой культуры. В основе лежала передаваемая из поколения в поколение, от взрослых к детям, народная манера пения. Простонародное пение, как правило, не было фальшивым. Стиль церковного профессионального пения с детского возраста приучал певцов к длительному спокойному дыханию, умению выдерживать звук в определённом тембре, владеть динамикой звука, не допускать крика! – это вырабатывало опору голоса на дыхании, без чего пение было невозможным. Специальное вокальное воспитание детей у нас в России началось с XVII века. В XVIII и в XIX веках из Придворной капеллы и театрального училища (куда принимали девочек) вышли известные педагоги и певцы–исполнители, начавшие петь с 7 – 9 лет. Известны вокальные школы Италии и Франции, где так же учили детей петь с 6 – 7 лет, но, к сожалению, данных, о методах обучения не сохранилось. На протяжении многих лет и веков педагоги и учёные занимались вопросом развития детского голоса. Все они рекомендуют не утомлять детский голос, заниматься непродолжительно, с перерывами, говорят о том, что певческие знания на занятиях должны соответствовать небольшому объёму детского голоса. Эти авторы утверждают, что предварительная обработка детского голоса очень облегчает трудности обучения пению в зрелом возрасте, т.к. гортань к этому времени оказывается уже достаточно развитой и гибкой. Авторы считают, что в пении укрепляются дыхательные органы благодаря глубоким дыхательным движениям, что полезно для общего состояния здоровья детей. После Великой Октябрьской революции, когда в нашей стране возникла необходимость осуществлять всеобщее музыкальное воспитание, был поставлен вопрос об охране детского голоса. Появилась необходимость в глубоком изучении особенностей детского голоса, в исследовании возрастных периодов его развития и выработке методических приёмов, обеспечивающих нормальное развитие. Одним из первых такое исследование начал И. И. Левидов в Ленинграде. Педагоги пришли к выводу, что «охрану» голоса надо понимать и осуществлять именно как последовательное обучение, проводимое в определённой системе, при соблюдении режима голоса! На Всесоюзной вокальной конференции 1940г А.Б. Гольденвейзер, выступая по докладу И.И. Левидова, подчеркнул, что детей надо обучать лишь там, где есть хорошие педагоги. С самого начала обучения надо создавать условия для постепенного и последовательного развития творческих возможностей детей. Между возрастными периодами развития должна быть преемственность, и обучение детей в раннем возрасте должно служить подготовкой к следующему возрастному периоду. Не заботясь о состоянии голосов, не поправляя ошибок, учитель часто способствует тому, что дети привыкают к неправильным певческим движениям, в результате чего и голос их развивается неправильно. М. И. Глинка доказал необходимость упражняться в укреплении и развитии одних и тех же основных вокальных движении с первого до последнего дня обучения. Это ценное замечание как раз указывает на то, что в процессе обучения пению на систематически построенных упражнениях, надо добиваться правильных мышечных движении. Начало упражнений с примарных тонов обеспечивает естественность голосообразования. Укрепление середины диапазона обеспечивает развитие диапазона, постепенное его расширение вверх и вниз. Глинка рекомендует в упражнениях пользоваться гласной «А» округлённо, т.е. добиваться правильных мышечных движении, позволяющих произнести «А» более узко, собранно, не крикливо. Приучаясь петь «А» округлённо, поющие вырабатывают привычные движения и для формирования других гласных. Совет «прямо попадать на ноту» (петь без подъездов) так же важен в обучении. Указание на то, что при пении должна быть «верность» голоса, касается чистоты интонации, которую можно развить, научившись себя контролировать, т.е. слушать себя. М. И. Глинка рекомендует петь «вокально» (ни громко, ни тихо) – т.е. без напряжения. Выполнение всех этих условий даст возможность довести все тоны до их правильного и верного звучания т.е. в конечном итоге все достижения будут согласованы, привычны, и на всём диапазоне будет ровный, здоровый, гибкий, готовый к исполнению песен различной трудности голос . Чем больше педагог считается с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, на начальном этапе обучения, тем больше создаётся условий для дальнейшего нормального развития голоса.

При певческом обучении и воспитании необходимо учитывать, что ни одно движение органов голосообразования ни остаётся бесследным для головного мозга. От органов двигательные импульсы идут в центральную нервную систему постоянно. Головной мозг контролирует и регулирует каждое движение органов. Идущие от них импульсы информируют центральную нервную систему о готовности их к действию и его качеству. Если действие неправильное, в центрах остаётся неверный след. При дальнейших действиях, если ошибку вовремя не устранить, из центра будут поступать приказы осуществлять именно эти неправильные движения. Это важно и имеет непосредственное отношение к работе над чистотой интонации у детей на начальном этапе обучения в классе вокала. Ведь не отработанный навык или (что хуже) не правильно отработанный навык чистого интонирования, может свести к нулю всё дальнейшее вокальное обучение и в результате неправильное развитие голоса, а в некоторых случаях - полное прекращение занятий вокалом, в последствии.

Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых» вокального искусства. Именно упражнения на развитие чистой интонации являются основным методическим средством развития музыкальных способностей и в первую очередь музыкального слуха и музыкальной памяти. Практика показывает, что именно чисто поющие дети очень хорошо усваивают нотную грамоту, быстро выучивают ноты, начинают разбираться в высоте звука, в их длительности и часто именно они оказываются наиболее способными.


  1. ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику чисто петь. Причин может быть немало, например: стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке, неумение петь в коллективе, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда) и многое дргое.

Бывает, что у ребенка интонация хорошая, но не совсем точная. За последние 25 лет проводилось множество исследований. В США объектом исследований было пение учащихся начальных классов. Отмечено, что в возрасте до 8 лет среди фальшиво поющих детей, мальчиков вдвое больше чем девочек. Некоторые дети привыкли кричать, их голос при пении напрягается, что так же мешает чистому пению. Кроме того у многих учащихся слуховые и голосовые органы могут быть в болезненном состоянии. Детей с ослабленным слухом мы встречаем часто. Например, после скарлатины у детей часто ослабляется слух. Если осложнение небольшое, то родители могут не заметить этого, а на уроках вокала такому ребёнку трудно улавливать высоту звуков. Детям трудно петь и при неправильной, неграмотной, искаженной речи, а искажают они слова часто, именно потому, что плохо слышат. Ребёнок улавливает только начало слова или его конец. Дефекты в речи встречаются так же у детей, которые дома слышат неправильную речь взрослых. Ребёнок привыкает произносить звуки неточно и неправильно. Не могут петь чисто учащиеся с больной гортанью, учащиеся у которых голосовые связки не смыкаются или имеют неровные края, учащиеся у которых сильно раздражена глотка и у которых сильно увеличены нёбные миндалины, а так же мешают и аденоиды, сильно разросшиеся в носоглотке. На качество интонации влияет неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата (например; одна голосовая связка бывает короче другой). Это несоответствие постепенно выравнивается. Нередко встречаются случаи, когда у ребёнка одновременно бывает, нарушена деятельность и гортани, и органов слуха. Кроме того, ребёнок 6-7 лет не всегда может концентрировать свое внимание, на необходимое для занятия время, что тоже создает определенные затруднения в процессе работы педагога. На самых первых уроках следует установить причину не чистой интонации при пении. Педагогу следует отличать острые заболевания от хронических. При острых заболеваниях, временного характера лучше освободить от пения. Если учащиеся имеют стойкий катар глотки, хриплый голос, дефекты слуха, рубцы на барабанных перепонках, в этих случаях пение даже не рекомендуется. В подобных случаях, или в случаях, когда педагог сомневается, целесообразно направить ребёнка к врачу (ЛОР врач, отоларинголог) для медицинского заключения, на предмет пригодности ребенка к занятиям вокалом.

Одной из причин фальшивого пения и даже “гудения” может быть следующее: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 5-7 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами.

Так же причиной неточного интонирования может быть неразвитое ладовое чувство. Как музыкальная способность это чувство проявляется в ощущении тяготения звуков неустойчивых к устойчивым, тоники, которое контролируется внутренним слухом, а также в чувствительности к точности интонации при интонировании и к чистоте пения.

Причиной недоразвитости ладового чувства может быть недостаточно сформированный репродуктивный компонент музыкального слуха . Проявляется это у ребенка в том, что он не умеет:

  • воспроизвести голосом высоту звука (доступного для воспроизведения);
  • петь в заданной тональности (удобной для его диапазона) даже самой маленькой мелодии («не удерживаясь», неизбежно теряя се);
  • чисто интонировать интервалы и мелодическую линию.

Ещё одной причиной неточной интонации может быть недостаточно развитый музыкальный слух. Многие дети прекрасно слышат мелодию, подмечают неправильное пение других, в то время как сами интонируют не чисто т.е. у них отсутствует связь между слухом и голосом. Это вопрос координации между слухом и звуковоспроизведением. Если ребенок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.


МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Чистое интонирование – это:

1. "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне.

2. Формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.

 

Процесс развития навыков вокального чистого интонирования можно разделить на несколько этапов:

Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Конечно, на вокальное отделение принимаются дети, которые, как правило, этим навыком в определенной степени уже владеют. Тем не менее, у некоторых могут возникнуть определенные трудности в этом вопросе, или диапазон чистого интонирования слишком узок, чтобы можно было считать эту проблему окончательно решенной.


Руководствуясь тремя простыми принципами в работе, можно в течение одного года развить эту способность:

  • - «расслабление зажатости» голосового аппарата;
  • «опора» дыхания на диафрагму (Необходимо с самого начала обращать внимание ребят на «правильное» дыхание «животом».);
  • интенсивный контроль пения слухом (можно поставить ладонь руки перед ртом на расстоянии прим. 10-15 см или завести ладонь руки за ухо, сделав что-то наподобие трубочки «продолжающей» ухо, что позволяет лучше слышать себя при пении).

Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе решается задача формирования способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты, то на втором – закрепить эту способность, сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая большее внимание теперь на точность интонирования, значимость каждого звука. В целях развития точности интонирования можно чередовать связное пение на одном дыхании и пение упражнений, отделяя звуки короткими паузами, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуках «у», «о», «ю», «ё» и других гласных звуках. Это упражнение полезно выполнять «нефорсированным» без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию. Также педагогу следует индивидуально подобрать ученику «удобный» гласный звук, при котором достигается максимальный эффект упражнения.

Третий этап – формирования первоначальных навыков сольфеджирования – пения по нотам. Предполагается, что к этому моменту ученик уже должен овладеть элементарными основами музыкальной грамоты. Точнее говоря, этот процесс нужно начинать одновременно с изучением музыкальной грамоты. На этом этапе приходится решать очень много различных задач и проблем, а поэтому в каком-то смысле он может считаться основополагающим в формировании навыка вокального интонирования.

Первая задача данного этапа - чтение нот. Значительная часть трудностей в первое время возникает именно из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании, поэтому так важно уделить внимание развитию навыка чтения нот. Здесь важно помнить о необходимости чтения не отдельными звуками, а фразами, группами звуков. И проговаривая одну фразу ученик должен уже видеть и продумывать следующую фразу.

Вторая задача – «овладение» звукорядом. Суть задачи состоит не только в том, чтобы ориентироваться в звукоряде, четко сознавать расположение соседних звуков в нем, но и довести до автоматизма чтение гаммаобразных и «арпеджиообразных» последовательностей вверх и вниз. С этой целью рекомендуется упражнение на быстрое, но четкое проговаривание звуков звукоряда от любого звука вверх и вниз подряд и «через один»:

Это упражнение призвано не только «перевести» выполнение этих задач в «фазу» вокального интонирования, но и заложить базу для формирования «чувства лада» и чистой интонации. Упражнение основано на транспонировании и зеркальной инверсии базовой «попевки», состоящей из двух соседних звуков, от разных звуков по заданной схеме. Например, базовая попевка одного из упражнений может иметь такой вид: ДО – РЕ – РЕ – РЕ – ДО – РЕ (подчеркнуты акцентируемые сольные доли). Для начала ребёнок тренируются «строить» попевку от разных звуков вниз и вверх (например, от звука ЛЯ вниз: ЛЯ – СОЛЬ – СОЛЬ – СОЛЬ – ЛЯ – СОЛЬ), а затем выучить упражнение по схеме, в которой указано, от каких звуков и в каком направлении «строится» попевка. Важно помнить, что на начальном этапе обучения в попевках используется только поступенное движение мелодии, без скачков и широких ходов.

Важно, чтобы при воспроизведении упражнения ребята выстраивали его по схеме, не теряя темпа, а не «зазубривали» бессмысленный набор звуков. В дальнейшем это и другие подобные упражнения выразительно пропеваются с гармоническим аккомпанементом фортепиано в течение некоторого времени, так как они используются и на других этапах развития вокально-интонационных навыков.

Третья задача – освоение базовых методов работы с мелодиями. Здесь дается перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокально-интонационных навыков:

  • спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано;
  • спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования, проигрывая этот же звук на фортепиано;
  • спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно);

Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития «ладового чувства».

Четвертый этап – собственно формирование и развитие «ладового чувства» – основного принципа развития вокально-интонационных навыков. На этом этапе формируется навык «слышания» лада. Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и «физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной высоты.

Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся». Нужно обязательно рекомендовать ученикам осуществлять этот процесс осмысленно. Начинать разучивание желательно с предварительного анализа мелодии. Необходимо определить форму, найти одинаковые или сходные фразы, их отличительные особенности и другие важные нюансы строения мелодии. В результате должен сформироваться цельный схематический образ, который впоследствии «заполняется» конкретным интонационным содержанием.

При самом разучивании важно ставить перед собой цель запомнить фразу или предложение с минимального количества повторений, доведя эту способность со временем до умения запоминать мелодии с одного «воспроизведения». Опять-таки, необходимо при каждом проигрывании или пропевании мелодии добиваться максимально выразительного ее исполнения – именно, в этом залог успеха, «секрет» быстрого запоминания.

В работе над развитием «чувства лада» очень полезны упражнения, создающие «ладовую настройку». Их рекомендуется пропеть перед работой над мелодией в той же тональности: гаммы, устойчивые ступени в произвольном порядке, неустойчивые ступени в произвольном порядке, разрешения неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые с последующим разрешением, и т. д.

Пятый этап – работа над интонационной точностью. Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Однако, основная часть этих упражнений дает максимальный эффект лишь после того, как учащийся овладеет навыком более-менее свободного сольфеджирования. «Злоупотребление» работой над чистотой интонирования на ранних «стадиях» может привести к тому, что ученику придется решать одновременно очень много разнохарактерных проблем, что, в свою очередь, может привести к психологическому дискомфорту.

На этом этапе преобладающим должно стать пение мелодий «a capella» в спокойном, удобном для контроля за качеством интонирования темпе.

Завершая обзор методов работы над развитием вокально-интонационных навыков, важно отметить, что мной не ставилась задача перечислить и детально рассмотреть все возможные упражнения и методики. Каждый руководитель вправе не только выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои собственные, в зависимости от конкретных педагогических задач.

 

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЧИСТОТОЙ ИНТОНАЦИИ

 

В книге Г. П. Стуловой - Развитие детского голоса в процессе обучения пению, где автор впервые глубоко рассматривает вопрос теории и методики развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет», на стыке различных наук (эстетики, педагогики, физиологии, акустики, психологии др.), исследуются вопрос использования голосовых регистров младшими школьниками. С этой целью проводилось массовое прослушивание детей 1,2и 3 классов. И в результате этих исследований, стало ясно, что дети с плохой интонацией чаще используют грудную манеру фонации, со средней по качеству интонацией – звучат, как правило, в средних регистрах, т.е. используют микст (Микст (от лат. mixtus - смешанный) - искусственный регистр голоса, образуемый через смешение натуральных регистров - грудного и головного, благодаря чему исчезает резкая разница в характере их звучания), с различной степенью приближения к крайним типам; а дети с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету. Таким образом, проявляется определённая взаимосвязь между типом регистрового звучания голоса и качеством звуковысотой интонации. Раскрыв эту закономерность, можно отметить, что при фальцетном типе звукообразования легче добиться чистоты интонирования по сравнению с грудным типом фонации.

Налаживание координации между слухом и голосом происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно, если нет каких-либо патологических причин. В большинстве случаев ребенок поющий в грудном регистре начинает правильно повторять простые попевки в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона по полутонам вверх и вниз. Или существует иной способ, когда перескочив на октаву вверх от его примарных тонов, ребенка просят как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом, что поможет переключить его сразу на другой регистр – фальцетный .Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны он не может, а не 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии. Если педагог сумеет настроить голос такого ребёнка на фальцетное звучание, то его диапазон начинает быстро раздвигаться и ребенок сразу начинает чисто интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голоском за счет фальцетного режима голосообразования. И это необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык.

В процессе обучения вокалиста в целом и в работе над чистотой интонации, важная роль принадлежит сопровождению, чаще всего фортепианному. На первом этапе «подыгрывание» просто необходимо для ребёнка, и во время исполнения произведения и во время распевания. Гармонический аккомпанемент песен и упражнений должен подчеркивать интонационную напряженность и характеристичность мелодии, способствую формированию внутреннего желания ребенка петь «выразительно». По той же причине на этом этапе нецелесообразно «просить» ученика повторять отдельно сыгранные звуки, так как выявление способности интонировать основано, прежде всего на способности различать интонационное «напряжение» между звуками разной высоты. В дальнейшем каждый педагог в каждом конкретном случае сам решает, когда и как переходить на гармоническую поддержку в сопровождении, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

Формирование звуковысотного слуха целесообразно начинать в условиях лада, т.е. при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков. В мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их. На первых порах обучения хорошо использовать не звучащую лесенку («до-соль»), которая способствует закреплению навыков ребенка в моделировании высоты звука через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты). Когда в данном направлении уже имеется определенный результат, можно применять релятивную систему, где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде.В процессе работы появляется такая закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует. (Ведь движения наших рук, пальцев – это работа перефирии головного мозга.) Например, как вариант – «Хоровое сольфеджио» Г. Струве. Несмотря на то, что создавалась эта методика для хоровых занятий, отдельные части можно с успехом применять в обучении вокалу при работе над чистотой интонации на начальном этапе. «В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот например ручные знаки. Сжатый кулачок – поётся «раз, кисть вверх – «два, рука ладонью вниз – «три» и т.д. Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше, чем «два» и т.д. Внедрение этой системы даст положительный результат не только в развитии музыкально-слуховых представлений, но и ладового чувства.

Развить ладовое чувство поможет

  • восприятие музыки, при котором происходит узнавание и запоминание мелодии:
  • обучение певческим навыкам (работа над чистотой интонирования, где ребенок прислушивается к голосу взрослого или звучанию инструмента и затем подстраивается под это звучание);
  • использование специальных упражнений, например труднее всего чисто интонировать малую секунду, и именно работе над неё, в доступном для ребенка варианте попевок, поможет развить интонационную точность; В качестве «активизирующего» слух упражнения можно выучить несколько коротких песен со словами. Желательно подбирать песенный материал, основанный на выразительной мелодике и яркой функциональной гармонии;
  • обучение пению без музыкального сопровождения, при этом постоянно сверяется правильность звучания голоса с инструментом.
  • пения про себя с продолжением пения вслух. Данный метод называется методом внутреннего подпевания.

В решении данной проблемы доминирующее значение имеет звуковысотный слух.

Многие педагоги ведут свои «исследования» в области интонационной чистоты при работе со своими учениками. Интересной в этом плане мне кажется работа Побиянской Элоны Алексеевны – руководителя детской эстрадной студии «Пять плюс» Дома детского творчества г. Степногорска. «Почему у некоторых детей, подчас с более хорошими способностями с одинаковой выработкой вокальных навыков и умений, пение получается менее интересными, а интонация на грани занижения или завышения?»

И здесь Элона Алексеевна пришла к мысли, что в вопросах о чистоте интонирования также важно учитывать психологические особенности поющих, их характер и вообще в работе над звуковысотной интонацией нет мелочей. Важно все вплоть до самочувствия, настроения поющего, времени суток, даже погоды. Ею также была сформирована схема-модель составляющих чистое интонирование.

Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения нужно рассмотреть каждую составляющую.

Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение). Музыкальный слух можно разделить на мелодический, гармонический.

Мелодический слух - это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Именно мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. В способности воспринимать мелодию и эмоционально реагировать на нее обнаруживается, музыкален ли человек.

Гармонический слух помогает исполнять мелодию под любой сложности аккомпанемент, а также петь в ансамбле.

Память в свою очередь делится на музыкальную и мышечную.

Музыкальная память - это запоминание мелодии, отдельных ее частей (мотив, фраза); запоминание интервальных скачков и т. д.

Именно мышечная память фиксирует и помогает запомнить работу всех голосообразующих мышц (связки, диафрагма, мимические мышцы и др.). Например: если на начальном этапе занятий петь не стараясь, «расслабленно», то мышечная память так и запомнит работу связок.

Физиологические особенности – это строение голосового аппарата, положение корпуса во время пения и пр.

Возрастные изменения, связанные с ростом и развитием ребенка необходимо знать и учитывать всем педагогам - вокалистам, учителям пения и музыкальным руководителям.

Психологические особенности – это склад характера, темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Знание типа и склада характера воспитанника поможет педагогу в выборе репертуара и приемов работы над эмоциональным исполнением произведений.

Певческая дикция – умение правильного произношения слов и звуковых сочетаний в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.

Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для детей часто не характерно певческое, диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.

Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, напевности, мягкости. Развитие данного умения связанно с пением без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона.

Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие, развивая их именно в совокупности можно добиться; правильного, чистого исполнения.